Оперативный план работы с персоналом
Кадровые стратегии
Дошкольное образовательное учреждение, как государственный общественный институт, обязано выполнять современный социальный заказ в условиях модернизации системы российского образования.
Новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования не только к содержанию образования, к его результатам, но и к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.
Качество образовательного процесса зависит от профессиональных знаний, умений, навыков педагогов и компетентной управленческой деятельности руководителя в новых условиях, направленной на определение стратегических ориентиров развития образовательного учреждения, выполнения усложняющегося функционала, соответствия повышенному уровню требований, предъявляемых к руководителю со стороны заказчиков образовательных услуг. Но любого руководитель не может существовать без своего коллектива.
Большинство отечественных и зарубежных авторов рассматривают в неразрывной связи такие понятия, как «кадровый потенциал» и «управление кадрами», поскольку только при умелом управлении возможно рациональное использование кадров и, как следствие, эффективная деятельность организации в условиях острой рыночной конкуренции.
Реализация ФГОС ДО осуществляется по нескольким направлениям, но одно из них это, конечно, создание кадрового обеспечения реализации ФГОС ДО.
В стандарте четко формулируется требование комплектования ДОО квалифицированными кадрами. В наше время, в период, с одной стороны, непрестижности соответствующих профессий, текучести кадров, при увеличивающемся потоке непрофессионалов, идущих в образование по разным «жизненным» мотивам, и, с другой стороны, актуальности и необходимости обеспечения развивающего образования, твердого требования комплектования образовательного учреждения квалифицированными кадрами, крайне важно. Важен и стиль управления кадрами. Сущность управления любого коллектива – это деятельность, в которой находят отражение эффективная работа персонала в целом и отлаженная работа каждого сотрудника в частности. Общая модель управления персоналом включает такие тесно взаимодействующие механизмы, как подбор и расстановка кадров, развитие и подготовка сотрудников, анализ и оценка результатов работы, мотивация и вознаграждение персонала и др.
Общие задачи управления коллективом: обеспечение кадрами, эффективное использование кадров, профессиональное развитие кадров.
В профессиональном развитии кадров большое значение имеет наставничество. Наставничество это:
закрепление за начинающими педагогами и специалистами педагогов со стажем (воспитатель – воспитатель, учитель-логопед – воспитатель, старший воспитатель – инструктор по физической культуре и т. д.).
мотивация педагогов (за 1–2 года до предполагаемого события) на дальнейшее обучение и повышение квалификации (не каждый педагог видит свои перспективы);
обучение кадров (профессиональное образование) и мотивация на достижение наилучших результатов, консультирование по этому направлению;
планирование карьеры сотрудника (рекомендация на повышающую должность, в том числе, управленческий состав);
переквалификация педагогов с учетом специфики профессий в сфере образования.
Мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов стимулирует интерес и мотивацию педагогов к самообразованию.
Грамотный подбор и распределение персонала, гарантирует слаженную работу коллектива, достижение поставленных задач и предупреждение конфликтов.
Кадровые цели
1. Создание условий подбора и развития кадрового потенциала в дошкольном образовательном учреждении, открывающих возможности для его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.
2. Создание современных систем подбора персонала, проведение маркетинга персонала.
3. Организация новых рабочих мест с учетом внедрения передовых технологий.
4. Модернизация системы управления образовательной, инновационной и финансово-экономической деятельности учреждения.
Кадровые задачи
1. Подбор кадров согласно штатному расписанию, в соответствии с профессиональными качествами, реализация личного потенциала каждого работника.
2. Стимулирование и обеспечение высокого уровня мотивации работников, создание условий для удовлетворения социальных интересов и здорового образа жизни работников.
3. Подготовка и реализация программ развития персонала, обеспечивающих решение задач учреждения путем совершенствования систем обучения и служебного продвижения работников.
4. Формирование резерва руководящих кадров.
5. Обеспечение информированности коллектива, благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе.
6. Постоянное совершенствование системы управления персоналом и социальными процессами.
Кадровые мероприятия
Планирование привлечения персонала (мероприятия по найму и приему персонала с целью удовлетворения в перспективе потребности в кадрах за счет внутренних и внешних источников):
Поиск и подбор персонала:
1. Анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда.
2. Планирование и прогнозирование потребности в персонале.
3. Организация рекламы, поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами (ДО, центр занятости).
4. Публикация вакансий на сайтах в сети Интернет.
5. Публикация объявлений в СМИ района, а также объявления на здании самого учреждения.
6. Связь образовательных учреждений с профильными педагогическими вузами и колледжами.
Планирование трудовой адаптации (первичной, то есть приспособления молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности, и вторичной - приспособления работников, имеющих опыт):
Составление планов мероприятий по адаптации персонала.
Организация семинаров, курсов и т. п. по различным аспектам адаптации.
Проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником.
Проведение организационно-подготовительной работы при введении новшеств.
Специальные курсы подготовки наставников.
Использование метода постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником. Одновременно необходим контроль с конструктивным анализом ошибок, допущенных при выполнении заданий. Целесообразно при этом продумать систему дополнительного поощрения сотрудника за успешное решение поставленных задач.
Выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом.
Подготовка замены кадров при их ротации.
Проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников и развитию групповой динамики.
Минирование высвобождения или сокращения персонала (избыток рабочей силы возникает вследствие рационализации производства и управления):
Прекращение найма на работу.
Перемещение на другие свободные места.
Сокращение продолжительности рабочего времени.
Увольнение по инициативе работника.
Увольнение по инициативе работодателя.
Выход на пенсию.
Информирование работника о его правах и обязанностях при увольнении, сокращении.
Планирование использования персонала (наряду с учетом квалификационных признаков при определении места работы необходимо учитывать психические и физические нагрузки на человека):
Разработки плана замещения штатных должностей.
Сотрудничество с центром занятости: создание условий для сотрудников с ограничеенными возможностями здоровья.
Облегчение труда, сокращение обязанностей для беременных женщин, сотрудников после длительной тяжелой болезни.
Замещение временно отсутствующего работника (болезнь, отпуск, сессия, курсы повышения квалификации с отрывом от производства).
Планирование обучения персонала (обучение на рабочем месте и вне рабочего места):
Обучение на рабочем месте: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места (ротация), направленное приобретение опыта, инструктаж, метод делегирования части функций и ответственности.
Обучение вне учреждения: лекции, деловые игры, разбор педагогических ситуаций, проведение конференций и семинаров, МО, формирование творческих групп по обмену опытом.
Планирование деловой карьеры, служебно-профессионального продвижения (начиная с момента принятия работника в организацию и кончая предполагаемым увольнением, необходимо организовывать планомерное горизонтальное и вертикальное его продвижение по системе должностей или рабочих мест):
1. Повышение в должности или квалификации.
2. Перемещение работника на равноценное место в силу производственной необходимости.
3. Понижение на более низкую должность по результатам аттестации на соответствие должности.
4.Увольнение в связи с неудовлетворенностью работника условиями труда или несоответствия занимаемому рабочему месту.
Планирование расходов на персонал:
Оплата за отработанное время, включая:
зарплату по окладам;
стимулирующие доплаты.
Оплата за неотработанное время, включая:
– оплату ежегодных, учебных и дополнительных отпусков;
– единовременные премии, выплачиваемые по итогам работы за год;
– компенсации сотрудникам за неиспользованные отпуска;
– материальную помощь.
Социальные выплаты включают:
Расходы, которые не относятся к фонду зарплаты и социальным выплатам: